Lazarev-granit.ru

Лазарев Гранит
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привезли кирпичи для дома

29.06.2018, /=РО=/ Охотиться можно на животных, за драгоценностями и даже за билетами на чемпионат мира по футболу. А слышали ли вы о брик-хантерах — охотниках за кирпичами? Про таких говорят, что они носят в сумках кирпичи, и бывают правы. О том, за какими клеймами охотятся собиратели, какой кирпич самый старый и о коллекции песков рассказал корреспонденту /=РО=/ ростовский брик-хантер, преподаватель института наук о Земле Южного федерального университета Борис Талпа.

По дороге из жёлтого кирпича к брик-хантерству

Охотников за кирпичами в России не так уж и много — всего 1,5 тыс. человек, пять из которых живут в Ростове. По словам Бориса Талпы, они друг друга знают и совместно отбивают от варварского разрушения фасады домов.

Борис Васильевич начал увлекаться охотой на кирпичи пять лет назад, но за это время собрал коллекцию в тысячу образцов.

Можно сказать, что его увлечение началось с жёлтого кирпича. Когда он был студентом, в кирпичном деле появилось новое веяние — жёлтый кирпич из светложгущегося глинистого сырья. На западе из такого материала уже строили дома, в то время как в Ростове продолжали использовать глинистое сырьё, из которого получается красный кирпич.

— Вспомните Элли из книги «Волшебник Изумрудного города». По какой дороге она шла? По дороге из жёлтого кирпича. В мире этот символ означает надёжную, крепкую дорогу, путь к исполнению мечты, борьбу с трудностями. Когда человек живёт в доме из красного кирпича, этот цвет всё время воздействует на него даже на подсознательном уровне. Человек не отдыхает. Раньше в сумасшедших домах все стены красили в жёлтый цвет, потому что он успокаивает нервную систему. Поэтому дом, построенный из жёлтого кирпича, более комфортный, — объяснил Борис Талпа.

Когда будущий брик-хантер стал преподавателем, вместе со своим студентом он разработал кирпич не из глинистых, а из кремнистых пород, которые раньше для таких целей не использовали. Получился лёгкий, а значит, теплоизоляционный стеновой стройматериал жёлтого цвета. Кроме того, они разрабатывали технологию получения высокопрочного кирпича из сырья, которое лежит в Ростове буквально под ногами, например, из тырсы — жёлтого известняка. Сейчас в России построено 19 заводов, которые производят жёлтый кирпич по разработкам Бориса Талпы.

Постепенно он начал привозить из поездок в качестве сувениров кирпичи. В основном это были кирпичи с клеймами: инициалами и полной фамилией производителя. Такие метки начали ставить в XVII веке по указу Петра I. По словам Бориса Талпы, клейма ставят до сих пор, если это позволяет технология.

— Я набрал много таких кирпичей: подумал, может, удастся с кем-то поменяться. Начал искать в Интернете и нашёл сообщество коллекционеров Brick-hunters — охотников за кирпичами. Так и я стал брик-хантером. Меня это так завело! Санкт-Петербург — самый большой заповедник по кирпичам с клеймами: там было более 350 заводов за историю города. Соответственно, там находится самая богатая коллекция и самый крутой коллекционер. В Питере есть музей в архитектурном институте. Я поехал туда, познакомился со всеми брик-хантерами. Это люди самых разных профессий: от физиков до лириков. Я единственный, кто реально занимался кирпичами по своей специальности. В первую же свою поездку я привёз в Ростов около 55 кирпичей, — рассказал охотник.

Кирпичная библиотека

Борис Талпа объездил более 40 стран и отовсюду привозил кирпичи. В его коллекции есть образцы из Австро-Венгрии, Чехии, Германии, Польши, Египта, России и других стран. В прошлом году он завёл журнал посещений. По его подсчётам, за год музей посетило около 1,5 тыс. человек.

В кабинете Бориса Талпы кирпичи стоят на полочках, как книги. Когда я заметила это сходство, он пояснил, что именно поэтому назвал свой сайт «Кирпичная библиотека»: www.brick-library.ru.

В коллекции есть классический английский жёлтый кирпич, есть кирпичи с клеймом «Лондон», из Древнего Рима — тонкий, широкий, называется плинфа. Благодаря своей форме он лучше сох, обжигался и не давал трещин. В кабинете замечаю пористый белый кирпич, который внешне похож на сыр. Он огнеупорный — это современная разработка из Китая, он изготавливается из той же глины, что и китайский фарфор. По словам Бориса Васильевича, такой кирпич выдерживает температуру 1790 градусов, им облицовывают спускаемые космические аппараты.

Замечаю на полках синие глазурованные кирпичи.

— Ещё в 1967 году, когда я был школьником, я посетил в Бухаре мавзолей Тамерлана, который облицован такими кирпичиками. Позже мы проводили исследования: отбили по кусочку камня, сделали минералогические исследования каждого цвета, химического состава и изготовили такие же кирпичики, — рассказал брик-хантер.

В его коллекции есть уникальный, единственный в России кирпич из ила реки Нил, которому 4 тыс. лет. Борис Талпа привёз его из Карнакского храма в Египте. Красного цвета кирпич, на вид выглядит совсем обычным. Он немного больше по размеру и тоньше нынешних стандартных образцов, но при этом не тяжёлый, пористый. Приятно подержать в руках камень, который простоял в фундаменте Карнакского храма 4 тыс. лет.

— А что ещё уникального у вас есть?

— Да все уникально. Есть кирпич из дворца Габсбургов в Вене. Есть из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Кирпич с клеймом якоря выпускал завод при Адмиралтействе: все заводы Адмиралтейства, само Адмиралтейство, казармы, где жили моряки, построены из таких кирпичиков. Этот серый кирпич с иероглифами мне привезли из Кореи, из города Пусан, потому что у меня машина стального цвета, произведённая в этом городе.

В коллекции есть даже кирпич с фамилией Бориса Васильевича.

Усы, лапы и хвост, или Естественные узоры

Большое количество кирпичей в коллекции Бориса Васильевича — с различными отпечатками. Подобные узоры на кирпичах брик-хантер называет естественными, так как появились они случайно. По его словам, такие кирпичи он любит даже больше, чем с клеймами. Например, есть кирпич с отпечатками лап котёнка и собаки из замка Бальга в Калининградской области, есть с отпечатками лап волка, ласки, гуся, следы от червей, рук мастера, который этот кирпич вырабатывал.

— А это что? Детские ноги? — Маленькие, длиной с небольшой указательный палец отпечатки ног похожи на ступни младенца.

— Здесь же всего четыре пальца, — говорит мой собеседник. — Я до сих пор не могу определить, кому они принадлежат. Я перебрал все отпечатки животных — нет таких. Моё предположение — это отпечаток ступней куклы. Подобный кирпичик есть только у меня. Найден он в Ростове.

Читать еще:  Как подключить домашний кинотеатр филипс к компьютеру

— А кирпичи со временем не рассыпаются? — спрашиваю я, стряхивая с рук пыль от ценного строительного материала.

— Те, что сохранились до наших дней, не рассыпаются и не рассыплются ещё долго. Как определить, что кирпич крепкий? Надо по нему постучать. Он должен звенеть, — объясняет мастер.

Брик-хантер выделывает кирпич, как охотник шкуры

Основная коллекция Бориса Талпы хранится не в его кабинете и даже не дома, а в подвале института. Там четыре помещения отведено под его дело. Самая большая комната — мастерская. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы обработать кирпич: дробилки, мельницы, сушилки, морозилки и многое другое современное оборудование. Здесь же находится фотолаборатория: когда кирпич приведён в порядок, Борис Васильевич его фотографирует.

— Что нужно, чтобы привести в порядок кирпич, чтобы он был презентабельным? — пытаюсь понять я, увидев гору необработанного кирпича с кусочками чего-то, похожего на цемент.

— Кирпич нужно надолго замочить в обычной воде: от недели до месяца, потому что они покрыты известью. Потом всё лишнее счищается механически, — для наглядности Борис Талпа скоблит мокрый кирпич лопаточкой. — Потом кирпич обрабатывается щёточками, абразивом, если надо — соляной кислотой.

По словам брик-хантера, он выделывает свои кирпичи, как охотник шкуры.

— Как отбираете образцы для коллекции?

— Выбираю старую кладку, зачищаю эту поверхность и смотрю, как клеймо сохранилось.

В другой комнате стоят стеллажи с уже обработанными кирпичами.

— Здесь у меня кирпичи из замков и соборов рыцарей Тевтонского ордена, XIII век, Ливонского ордена, XII. Есть из Домского собора (Рига). Этот кирпичик из Турайдского замка. Есть кирпич с отпечатками рыцарского креста… — рассказывает брик-хантер.

— Как вам разрешают их вывозить? — удивляюсь я.

— Никто не разрешает, да я и не спрашиваю. Например, в Восточной Пруссии, это сейчас Калининградская область, друзья помогли загрузить на поезд. Положено 38 кг на человека, мы вдвоём везли по 38 каждый. А кирпич весит четыре-пять кг, — объясняет.

— Как вы перевозите кирпичи?

— У меня есть рюкзачок, в него помещается три кирпича. Я везде с ним хожу. Уже хорошо, если я найду три образца за день. В Санкт-Петербурге в прошлом году я собрал кирпичи, упаковал их в картонную коробку, переложил, чтобы они не побились друг о друга, вызвал транспортную компанию. Машина приехала к подъезду, погрузили, а через три-четыре дня кирпичи были в Ростове. И голову не надо морочить.

— А самолётом везли?

— Да, но были проблемы. Например, летел c Международной конференции по развитию керамической промышленности в Казани с пересадкой в Москве. Вёз два кирпича, которые отдал в багаж. Прилетаем, всем багаж отдают, а мне — нет. Причём кроме кирпичей там были все материалы конференции. Написал заявление. Через три дня приходит ответ: во время досмотра в Москве раскололи кирпичи. Зачем? — возмущается мой собеседник. — Им было непонятно, как можно было везти кирпич. Думали, что в нём что-то спрятано.

Остатки Советского Союза

— Часто попадаются кирпичи, которые не представляют ценности?

— Много бывает неинтересных. Кирпичи не всегда хорошо сохраняются. Зато иногда попадаются интересные объекты, например, кованные старинные гвозди. Вы не представляете, сколько добрых, душевных, отзывчивых людей в России! Бывало, они приносили мне что-то для этого музея. Например, я ездил в замок Лакиера в Золотой Косе. Когда уезжал, мою машину обогнала другая, оттуда вышел мужчина: «Вы гвозди собираете?» — спросил он. «Мы», — отвечаю. «Я собирал для музея, возьмите, пожалуйста! Пусть это будет память». За это можно многое отдать, согласны?

Из комнаты с кирпичами мы идём в другое помещение, поменьше. Здесь на стеллажах расставлены различные предметы старины. И чего тут только нет! Советские, совсем не ношенные детские калоши, стеклянные бутылки из-под молока, каски солдат времён Великой Отечественной войны, советские будильники, авоська, даже вентиляционное отверстие, старинная гиря и лапка, на которой раньше делали обувь.

— Я собираю остатки нашего Советского Союза, — говорит Борис Талпа. Он с благоговением указывает на большой молоток. — Это подарок моей подружки, которая 40 лет на Дальнем Востоке проработала с этим молотком. Такие геологические молотки выдавали советским геологам. А теперь он у меня в музее. Для меня это уникальная вещь.

Одинаковых песков не бывает

— Вы же ещё коллекционируете пески.

— Конечно. Пойдёмте покажу.

Мы с Борисом Васильевичем проходим в большую светлую аудиторию. Здесь на полках в небольших баночках стоят образцы самых разных песков, а на стенах висят их фотографии под микроскопом. В коллекции — около тысячи образцов.

Пески брик-хантер вместе с кирпичами привозит из поездок, ему их дарят друзья, родственники, коллеги, студенты. Интересуюсь, какой песок я сама могу ему привезти.

— Любой. С карьера, пляжа, моря, озера, реки, рифа и так далее.

— А если у вас уже есть такой?

— Ничего страшного, двух одинаковых песков нет даже на одном пляже.

Разглядываю фотографии на стенах лаборатории. В увеличенном виде песчинки похожи на рубины, жемчужины, кораллы, алмазы, фианиты и другие драгоценные камни.

Для Бориса Талпы коллекционирование — это не главное.

— Я закончил вуз по специальности «Поиск и съёмки месторождений полезных ископаемых», поэтому мне больше всего интересен сам процесс поиска, а не коллекционирование как таковое. Ведь здесь нужно не только знать, куда идти, но и поднимать литературу, знать историю.

Конечный результат любого строительного процесса всегда завершается декорированием поверхности, а потому просто отстроенные стены мало кого интересуют, ведь постройку следует еще и обезопасить от влияния дождя и снега. Таким защитным материалам могжет быть облицовочный кирпич, который отлично подходит не только для предохранения кладки газоблока или других каких-либо стен от воздействия наружной среды, но еще и для украшения, которое создает привлекательный и эстетичный внешний вид со стороны улицы.

Что собой представляет кирпич для облицовки и его преимущества.

Кирпич облицовочный, который предлагает купить по низким ценам компания «ТРАСТ-СНАБ» – это полностью экологичный природный строительный материал, который применяется для лицевых участков зданий, прекрасно сохраняет тепло, пропускает кислород и совсем минимальный процент влаги. Отнесен к группе декоративных стройматериалов, хотя может использоваться и в основном строительстве. Выглядит он как каменный брусок, но сделан он из обожженной глины с разными укрепляющими и улучшающими свойства примесями природного происхождения. Его стоимость, как правило, всегда выше строительного кирпича. И не удивительно, ведь на его изготовление затрачиваются самые лучшие и высококачественные сырьевые вещества.

Читать еще:  Оригинальная облицовка дома кирпичом

Популярные размеры облицовочного кирпича:

одинарный – 1 НФ – имеет параметры 250х120х65 мм;

полуторный – 1,5 НФ – 250х120х88 мм;

евростандрат кирпича – 0,7 НФ – 250х85х65 мм;

Средняя цена на облицовочный кирпич:

Цена на облицовочный кирпич варьируется от 7,5 руб. до 50 руб за шт. в зависимости от марки бренда производителя, качества, цвета и фактуры.

Популярные цвета и оттенки облицовочного кирпича:

• Солома
• Красный
• Персик
• Терракот
• Коричневый
• Шоколад
• Мокко
• Серый
• Слоновая кость
• Ваниль
• Жемчуг

Типы кирпича для облицевания и сферы их применения.

В плане осуществления на стройке отделочных целей и для облицевания стен зданий используют кирпич практически всех типов. Но вот выбирая текстуру, цвет и форму, большинство людей опираются на богатый и широкий ассортимент современных производителей. Среди такого многообразия современные технологии изготовления лицевых кирпичей предлагают потребителю следующие варианты облицевания своих зданий:

«Тростник» – поверхность его ребер, которые собственно и будут формировать дизайн, представляет собой тесанную текстуру с многочисленными мелкими черточками, что создает визуальное представление тростника. Такие типы материала могут быть следующий расцветок: темный коричневый. Красный, терракотовый, коричневый и светло-коричневый.

«Кора дуба или рустик» – поверхность его не идеально гладкая, заметно зернистость и мелкие полоски по лицевой стороне. Здесь встречаются тона: кремовый, ванильный, светло-желтый и бледный серо-желтый.

«Черепашка» – оригинальность дизайна ребер этого типа кирпича не перестает поражать. Беспорядочные выемки и разводы в целом создают интересный рисунок, будто черепаший панцирь, что позволяет с высокой степенью уникальности облицевать любой дом. Цветовые решения здесь такие: коричневый, красный, белый, черный, зеленый, бежевый, шоколадный и серый.

Ручной формовки – его беспорядочность оттенков и огрубленная поверхность с жжеными пятнами придает общему дизайну некоторый шарм средневековья. А потому применение такого варианта весьма экзотично и на любителя.

Формы облицовочных поверхностей кирпичей, которые, так или иначе, влияют не только на дизайн, но и прочность всей конструкции из их кладки, могут быть разные:

• стандартные края;
• закругленные края;
• скошенные углы;
• волнистые края;
• рубленные и огрубленные края;
• замковый кирпич – позволяет соединять бруски между собой посредством своеобразного замка, что повышает монолитность и целостность всей кирпичной кладки;
• конфигурация краев по специальному заказу – здесь главной идеей формы кирпича является задумка заказчика;
• блестящие или тусклые поверхности кирпичей;
• шероховатые или идеально гладкие поверхности кирпичей.

Подобрать цвет, форму и текстуру кирпича на сегодня не составит особого труда, поэтому фасад любого дома можно украсить настолько красиво, что он будет выглядеть с шиком и своей неповторимостью.

Если сравнить кладку декоративного кирпича, к примеру, с сайдингом, то можно отметить, что поверхность кирпича намного прочнее и долговечнее. Пластиковая структура сайдинга может перегреваться на солнце и провисать, а зимой трескаться. Тоже самое происходит и с так называемой «шубой», особенно, если она не качественная.

Изготовление облицовочного кирпича и его характеристики

Высокие требования в производстве кирпичей для облицевания зданий, имеют место в процессе изготовления потому, что такой материал должен обладать весьма устойчивыми и положительными характеристиками морозоустойчивости, цветоустойчивости и влагостойкости. Так для того, чтобы облицовочный кирпич прослужил не одно поколение и остался целым, производство разного типа кирпичного материала должно придерживаться следующих правил и этапов:

• полностью придерживаться всех ГОСТов и норм;
• использование исключительно минеральных веществ;
• стандартная смесь практически для всех кирпичей: глина, песок, дополнительные добавки (известняк, цемент и др.) и красители.

Технология обожжения и формовки разных типов кирпичей отличаются. Так, для обжиговых используется 1000-1200 градусов Цельсия, для прессованного кирпича используют 8% цемента и обработку горячим паром около 70 градусов, а силикатный облицовочный кирпич обжигается при 170 или 190 градусах. Поэтому при выборе, следует обратить внимание и на технологические свойства и характеристики облицовочного кирпича.

Популярные производители блоков:

  • Ytong
  • Бонолит
  • Грас
  • Аэростоун

Популярные производители кирпича:

  • Воротынский
  • Браер кирпич
  • Голицынский
  • Железногорский
  • Литос
  • Recke

Популярные производители пескоцементной продукции:

  • Штайнгот
  • Нобетек
  • Каменный век
  • Выбор

Популярные производители мягкой кровли (гибкой черепицы):

  • Katepal
  • Shinglas
  • RUFLEX
  • Docke

Какой газобетонный блок лучше использовать для несущих стен без утепления?

Как рассчитать нужное количество кубов для стен?

Сколько штук кирпича нужно для 1 м2 кладки?

Причины появления постельных клопов

Откуда постельные клопы? Точную причину невозможно определить. Постельные клопы могут занести в наш дом гости, у которых дома есть такая проблема. Они могут прийти из квартиры соседей. Мы сами можем привезти их домой вместе со старой мебелью, купленной у кого-то или взятой из-под мусорного бака. Клопы могут прилипать к нашей одежде и во время поездок на общественном или коллективном транспорте. А еще мы можем привезти их из путешествий (эти паразиты охотно живут в отелях, даже пятизвездочных), приютах и общежитиях. Они присутствуют в кинотеатрах, театрах, офисах, больницах и даже, как выясняется, в клиниках.

Отчего появляются постельные клопы? Чаще всего мы привозим их домой в одежде:

  • из общественного транспорта;
  • из залов ожидания, кинотеатров, больниц;
  • с отдыха в гостиницах и пансионатах;
  • покупая бывшую в употреблении мебель и одежду.

Кроме того, клопы могут переходить к нам от соседей (такой случай часто встречается в многоквартирных домах). Иногда их приносят животные (кошки, собаки, крысы).

Секреты изразцов. Ярославский проект победил во всероссийском конкурсе «Мастера гостеприимства»

Изразец – часть культурного кода Ярославля. В нем есть что‑то родное, близкое каждому, что откликается то ли в символике, то ли в цветовой гамме.

Изразцы родились в «золотой» период расцвета нашего областного центра. Но спустя столетия по‑прежнему актуальны и интересны. Именно они – изразцы – стали главным действующим лицом ярославского проекта – победителя всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» в номинации «Этнокультурный туризм».

Не хуже гжели и хохломы

Подавая заявку на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства», никто и не догадывался, что соревноваться придется в номинации «Этнокультурный туризм». Организаторы, отсмотрев заявки, сами распределили участников по номинациям, где им потом предстояло защищать свои проекты. Соперниками ярославцев в этот раз стали представители Татарстана, Башкирии, Бурятии, Дагестана.

Читать еще:  Как настроить звук колонки домашнего кинотеатра

– Они выходили в национальных костюмах, представляя весь колорит своей местности. Я переживала, как бы мы в этой компании не затерялись. Но все получилось. Нам удалось не просто показать самобытность ярославского изразца. Мы победили! И это большой вклад в возрождение интереса к одному из исконных ярославских народных промыслов, – с воодушевлением говорит автор проекта, руководитель «Союза мастеров АртЕль» Людмила Ворожцова.

Уже несколько лет она плотно занимается историей ярославских изразцов, изучая не только сам промысел, но и его богатую историю. Надеясь, что в будущем ярославские изразцы будут так же узнаваемы, как гжель или хохлома.

Бытует мнение, что в Россию изразцы привез Петр I. Они понравились ему во время путешествий по Голландии. Но история российских и, в частности, ярославских изразцов говорит о другом.

Возможно, их появлению способствовали путешествия купцов. Бывавшие в дальних странах, они неизменно привозили домой различные товары. В Испании и ряде восточных стран они могли видеть в зданиях большие панно, сделанные из обожженных глиняных плиток, которые впоследствии расписывались, а затем привезти идею домой.

Принципиальное отличие российских изразцов в том, что плитка с рисунком сначала расписывается, а уже потом отправляется в печь на обжиг. Глазурь в этот момент кардинально меняет свой цвет. Так что вся задумка у мастера должна появиться еще до того, как начинается роспись.

– Вокруг происхождения слова «изразец» до сих пор идут споры. По одной версии, слово родилось благодаря резным доскам, которые использовали для того, чтобы отпечатывать рисунок на глине. По другой – происходит от слова «образец», а тот – от «образ», – рассказывает Людмила Ворожцова.

Золотой век изразца

Ярославль сыграл большую роль в истории изразца. Глазурованные плитки с характерными, типично ярославскими красками и узорами можно увидеть во Владимире, Москве и многих старых городах Центральной России. А началось все со Смутного времени.

После того как на престол взошел Михаил Федорович Романов, Ярославль стал вторым по значимости городом после Москвы. В столице помнили о том, что отсюда вышло ополчение Минина и Пожарского, так что купцы и посадские люди получили преференции. Богатели купцы, богател город.

– А как купцу подчеркнуть свой статус? Построить храм. И чем он будет богаче, тем и статус выше. К тому времени многие были уже напуганы пожарами, так что стали строить каменные храмы, – делится Людмила Ворожцова. – Мы и сейчас знаем, какой храм кем построен. Храм Ильи Пророка возвели на деньги купцов Скрипиных, храмовый комплекс Иоанна Златоуста – братьев Неждановских, церковь Николы Надеина – Епифания Светешникова, а церковь Рождества Христова строила одна из богатейших династий России того времени – Назарьевы‑Гурьевы. И все эти храмы были украшены изразцами.

Терракотовые, муравленые и полихромные

В правильное время сошлось все: наличие мастеров, сырье под боком, наличие спроса и предложения. И в Ярославле стали появляться небольшие заводики по производству фигурного кирпича и изразцов. Работали на них мастера‑керамисты, или «записные кирпищики».

Цветочные мотивы были характерной особенностью ярославских изразцов. Это были шести- или восьмилепестковые розетки.

– В отличие от португальских плиток наши изразцы были не просто деталью мозаики, а самостоятельными элементами фасадного декора, – рассказывает Людмила Ворожцова. – Ставить такие плитки могли не только горизонтально, но и углом. Так на фасадах церквей появилась «ярославская строчка»: ряд изразцовых плиток, выстроенных углом по одной стороне здания.

Кроме цветочного орнамента ярославские мастера использовали изображения птиц и мифических животных: птица Сирин, Алконост, Гамаюн, единорог или Индрик‑зверь. Образы славянской мифологии вначале перешли в христианскую культуру, а потом появились и на фасадах церквей и светских зданий.

Согласно плану 1777 года, который сейчас хранится в Ярославском музее‑заповеднике, в городе было 19 изразцовых заводов. 18 таких цехов располагались в Коровницкой слободе. Место было удобно тем, что вдоль Которосли разрабатывали глиняные карьеры.

В мастерских производили изразцы, которые отличались рельефом и покрывались разными глазурями.

Отличить ярославские изразцы можно не только по изображению, но и по цвету. Первые изразцы XV века были неглазурованными. После обжига им оставляли естественный терракотовый цвет. Потом мастерам удалось сделать глазурь или поливу.

Первая полива была изумрудно-зеленого цвета, который давали свинец и цинк. За что и получила свое название «муравленая» от словосочетания «трава‑мурава». В Ярославле сохранилось несколько церквей с муравлеными изразцами.

Полихромные изразцы появились позже. По одной версии, они пришли из Европы, по другой – из арабских стран. Но если в голландских изразцах равноправно участвовали два цвета: синий и белый, то для ярославских была характерна другая палитра. Кроме «муравленого» цвета, который, как правило, использовали как фон, появился белый цвет, а затем разбеленые синий и охра.

Пошли на рекорд!

Ярославскому изразцу посвящена целая глава в книге «Русский изразец» искусствоведа и хранителя фонда изразцов Московского государственного объединенного музея‑заповедника Светланы Барановой.

Это неудивительно. Кроме своей уникальной техники ярославские мастера сумели поставить и несколько рекордов. Так, они сделали самый большой в России наличник из изразцов. Его размеры – пять на восемь метров. И хотя наличник выполнен из составных частей, все же представляет собой единую композицию, которая украшает церковь Иоан­на Златоуста в Коровниках. А вот рекордсменом по плотности изразцового убранства по праву считается церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Заказчики строительства церкви Рождества Христова купцы Назарьевы‑Гурьевы и вовсе отважились на дерзкий поступок! Они пожелали сделать на нем фризовую надпись. Сама просьба не была из ряда вон выходящей. Обычно на них упоминались имена светских и духовных правителей, во времена которых церковь построена и освящена. Но купцы пожелали написать на ней. свои имена. По легенде, построенный храм даже не хотели освящать. Но со временем ситуация сгладилась. Фризовая надпись осталась на месте. Теперь ей, как и муравлеными изразцами, которые украшают церковь, приходят любоваться туристы.

Фото из архива «АртЕль»

Самые интересные новости — на нашем канале в Telegram

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector